Август

первый Спас (Маковей, Водный Спас) – МЕДОВЫЙ

По старому стилю 1 августа киевским князем Владимиром была освящена Русь. В связи с этим на праздник проводят малое водосвятие. Это также объясняет происхождение еще одного названия праздника – Водный Спас.
На Медовый Спас можно купаться последний раз в году, так как потом вода становится холодной и начинает цвести. Старые люди говорили, что после 14 августа купание в водоеме может обернуться бедой – болезнью и даже смертью.
Ныне в церкви святят не только мед и мак, но и воду, которой умываются все члены семьи, чтобы защититься от болезней и неудач. Этот день – начало Успенского поста, что длится до 29 августа (последнего Спаса). В этот праздник обязательно откачивали мед и святили его в церкви. На Маковея начинали проводить первые ярмарки и торжества, приуроченные сбору урожая и пчеловодству. В этот день собирали не только мед, но и созревшие ягоды. Их использовали для приготовления пирогов, ароматных напитков и заготовок на зиму (компотов, варенья и джемов).На праздник хозяйки накрывают богатый стол. Обязательно делают выпечку с маком и медом. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством.

Евдокия – Огуречница

В народе день именуют также Огуречницей, Малиновкой, Сеногнойкой, и все эти названия весьма красноречивы. Наливалась спелостью лесная малина, росшая в таком изобилии, что хватало и полакомиться вволю, и для дома насобирать столько, что хозяйка едва успеет сварить все варенье. Ходили по малину обычно дети и девицы. На огородах собирали остатние огурцы, а огуречную ботву сваливали в яму с компостом. Следовало поспешать и со сборами лука да чеснока. Погода нередко бывала ненастной, и шедшие ливни мочили сено, оно загнивало, потому к тучам обращались такими словами: «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут». Недостаточно было поставить копны, нужно было еще упрятать сено под крышей, о чем говаривали: «В долгах не деньги, в копнах не сено».Погода на Авдотью соответствовала погоде на весь ноябрь.

второй Спас – ЯБЛОЧНЫЙ

Народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются. Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется. С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным. В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали. Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки. По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. Первые осенины. «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас».

третий СПАС – ОРЕХОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ, ХОЛЩОВЫЙ

Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.
В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.
После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.
Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.
Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный. Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше, дай Бог!

Похожие записи: