Июнь

Троица-пятидесятница – 50-ый день по Пасхе.

Этот день по-другому называют Зеленое воскресение. «Троица, Троица – земля травой покроется!» Именно так пели наши прабабушки, кружась в хороводе. Троица – праздник, когда весна уже полностью вступила в свои права и готовится вскоре передать бразды правления лету. Трава на Троицу все еще по-весеннему свежа, а до удушающей жары еще очень и очень далеко. Повсеместно распространенный обычай – украшать свои дома свежей зеленью. Над воротами принято было вешать пучок гибких березовых веток как символ победившей зиму весны. А деревенские девушки из луговых цветущих трав плели венки – для себя и для парня, к которому испытывали симпатию. Венок надо было передать тайком, а получивший такой подарок мог открыто носить его и по праву гордится своим успехом у слабого пола. Троица – время смотрин. На Пасху молодые, по обычаю, знакомились друг с другом на молодежных гуляньях, а к Троице их чувства уже должны были определиться и окрепнуть. После праздника уже можно было договариваться о свадьбе, которую, по традиции, справляли осенью. А все это время – от Троицы до свадебных гуляний — девушка уже по праву считалась невестой. Но до осени еще далеко, а пока – гуляния, хороводы, песни. Вечером праздничного дня молодежь собиралась большими компаниями и отправлялась в березовую рощу. Там водили хороводы, пели песни, играли и пировали.

Федосья Колосница.

В день Феодосии-колосяницы рожь колосится, выметывает колос. Федосьи-девицы, дак рожь на трубицы, начнет колоситься. Колосится рожь — много грибов найдешь.
День Федосьи считается несчастливым днем. «День святой Феодосии стоит один всех понедельников». В это время начинает колоситься хлеб, поэтому день и назван Колосница. «Пришла Федосья — во ржи колосья». Сев гречихи. Начало лета по фенологическому календарю. В это время обычно появляются грибы колосовики. «Взошел гриб белый и маховик да красный и белый подосиновик». Скотину начинают кормить хлебом, чтобы лучше плодилась.

Июль

Аграфена–купальница

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней «Петр и Павел» сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
По самой ходовой версии «Купальницей» св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы — но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен «выкатывать ржи» (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. Ночь на Иван Купалу считалась самой почитаемой и разгульной. С песнями, хороводами, гаданиями.

Кузьма-Демьян пришли – на покос пошли»

Летние Кузьминки стали праздником для женщин, на который дружными стайками собирались ввечеру девицы да бабы. Принося, у кого что нашлось, готовили кашу сборную – сыпчин, в которой и мук, и крупы разные, яйца и молоко.
Угощались и пивом. И конечно, в бабьем кругу велись разговоры не для мужских ушей, делились советами о ведении хозяйства, и песни от души пели. Хватало забот на огородных грядках: и прополка сорняков, да начинающиеся урожаи с огорода, которые шли не только на семейный стол, но и на рынок, о чем есть такая поговорка: «Огород — бабий доход».Пора было собирать и крыжовник с малиной, отправляемых едва ли не ведрами на компоты с вареньями, а крыжовник, кроме того, добавляли и к мясным блюдам, к тушеным цыплятам.

праздник Чура

Праздник Чура, бога оберегания, охраны собственности, покровителя границ, домашнего очага. В этот день Чуру приносится треба молоком. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находиться у себя во дворе, тем самым почитая Чура. Чур охранял людей и их добро не только от бессовестных соседей, но и от нечистой силы. При опасности наши предки вспоминали этого бога и «чурались», произнося «Чур меня!», то-есть просили: «Чур, побереги меня!». Эти просьбы бог исправно выполнял, охраняя имущество от воров и души от нечисти.

Август

первый Спас (Маковей, Водный Спас) – МЕДОВЫЙ

По старому стилю 1 августа киевским князем Владимиром была освящена Русь. В связи с этим на праздник проводят малое водосвятие. Это также объясняет происхождение еще одного названия праздника – Водный Спас.
На Медовый Спас можно купаться последний раз в году, так как потом вода становится холодной и начинает цвести. Старые люди говорили, что после 14 августа купание в водоеме может обернуться бедой – болезнью и даже смертью.
Ныне в церкви святят не только мед и мак, но и воду, которой умываются все члены семьи, чтобы защититься от болезней и неудач. Этот день – начало Успенского поста, что длится до 29 августа (последнего Спаса). В этот праздник обязательно откачивали мед и святили его в церкви. На Маковея начинали проводить первые ярмарки и торжества, приуроченные сбору урожая и пчеловодству. В этот день собирали не только мед, но и созревшие ягоды. Их использовали для приготовления пирогов, ароматных напитков и заготовок на зиму (компотов, варенья и джемов).На праздник хозяйки накрывают богатый стол. Обязательно делают выпечку с маком и медом. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством.

Евдокия – Огуречница

В народе день именуют также Огуречницей, Малиновкой, Сеногнойкой, и все эти названия весьма красноречивы. Наливалась спелостью лесная малина, росшая в таком изобилии, что хватало и полакомиться вволю, и для дома насобирать столько, что хозяйка едва успеет сварить все варенье. Ходили по малину обычно дети и девицы. На огородах собирали остатние огурцы, а огуречную ботву сваливали в яму с компостом. Следовало поспешать и со сборами лука да чеснока. Погода нередко бывала ненастной, и шедшие ливни мочили сено, оно загнивало, потому к тучам обращались такими словами: «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут». Недостаточно было поставить копны, нужно было еще упрятать сено под крышей, о чем говаривали: «В долгах не деньги, в копнах не сено».Погода на Авдотью соответствовала погоде на весь ноябрь.

второй Спас – ЯБЛОЧНЫЙ

Народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются. Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется. С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным. В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали. Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки. По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. Первые осенины. «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас».

третий СПАС – ОРЕХОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ, ХОЛЩОВЫЙ

Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.
В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.
После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.
Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.
Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный. Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше, дай Бог!

Сентябрь

 Симеон Столпник

Погода этого дня соответствовала всей осени, день считался началом бабьего лета. Ясное небо Семина дня обещало нехолодную осень, а немалое количество паутины на лугах обещало долгое тепло.Правда, бабье лето не было бабьем бездельем – пора было работать не покладая рук. Раненько утром нужно было мыть в воде лен и затем стелить его на лугах, чтобы отлеживался, а еще была нужда мять и трепать пеньку. Те селянки, что не ленились, могли и поработать славно, и отдохнуть весело – на гуляниях с песнями и хороводами. Матери, пекущиеся о доброй жизни детей, накрывали столы с медом и пирогами, за которые звали девиц, а уж парни сами не заставят себя ждать, сбегутся полюбоваться на девушек. Словом, Семин день открывал свадебные недели.К этому дню в народной культуре находилось немало обрядов. Так, после заката солнца полагалось потушить в доме весь огонь, оставив лишь лампады, а утром на заре зажечь огонь заново, но только не самим – это должен был сделать знахарь. Он высекал огонь старинным способом, тер дерево о дерево. Поджечь первую спицу огоньком доверяли юной девушке или юной невестке.

Октябрь

Покров Пресвятой Богородицы

В России трудно отыскать уголок, где бы не было храма Покрова или Покровского монастыря, воздвигнутых в честь Покрова Божьей Матери. Особенно чтили издавна на Руси День Покрова Пресвятой Богородицы – праздник, который Русская православная церковь относит к великим, хоть он и не входит в число двунадесятых церковных праздников. Традиции и обряды, связанные с праздником Покрова, соединяют в себе религиозную основу и языческие взгляды. На Покров девушки, мечтающие о замужестве, вставали рано и торопились в церковь. Каждой хотелось первой поставить свечку перед иконой Пресвятой Богородицы, так как это обещало скорую свадьбу. По традиции, если в этот день парень набросит девушке на голову покрывало, она обязательно станет его женой. В народном быту Покров – это праздник, который знаменует встречу осени с зимой. Само слово «покров» в крестьянском воображении было связано не только с покрывалом Богородицы, но и с первым снегом, покрывающим землю. Этот день означал для крестьян окончание сельскохозяйственных работ. Скотину загоняли в хлев до весны, убирали ульи с пчелами. Начинался сезон посиделок и свадеб. К Покрову заканчивали утеплять избы – конопатили стены, забивали мхом щели. Если не приведешь избу в порядок до Покрова – будешь мерзнуть всю зиму. Вечером на Покров устраивались шумные застолья. При этом не забывали о сиротах и бедных, им подносили угощение, делали подарки. Обычно на Покров пекли блины. При этом хозяева не забывали угостить домового. Для этого блин разрезали на четыре части и кусочки размещали по углам жилища. Домового следовало хорошенько задобрить, ведь зима предстояла длинная.

Харитины – первые холстины

Обыкновенно к этому дню завершались труды в поле и огороде, и наступал черед хлопот по дому. Так, мастерицам наступала пора приниматься за ткачество, и об этом говорили так: «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала». Для юных девиц в рукоделии, то есть прядении, вышивании и вязании, был повод придти отправиться на вечерку, там не только работали дружно, но и развлекали себя песнями. Наши предки ценили ремесло ткачей не менее земледельчества и посвятили ему немало загадок, вот лишь некоторые из них: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну», «Раскинуты тенетки, прилетели лебедки, трут, мнут, разинут, воткнут». А вот одна из загадок, связанных с ткацким станком: «Пришло чудо, село в угол, без девки, без женки, а вон нейдет», «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил». Мужчины занимались изготовлением валенок, а это отнюдь не самая легкая работа. Были к этому дню и свои погодные приметы. Так, отсутствие ветров сулило холода, а сонмы облаков, идущих супротив направления ветра, вкупе с суетливым поведением, которым отличались вороны и галки – снег.